О доступности для инвалидов парковочных мест для автомобилей и пешеходных переходов

В рамках анализа проектной документации по текущим ремонтным работам дорог в Тверской области, прилегающих к административным и общественным объектам — школам, паркам, зданиям местного самоуправления — было изучено около тридцати реализуемых проектов. Исследование выявило системные проблемы в обеспечении доступности городской инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями.
Несмотря на многолетнюю реализацию федеральной программы «Доступная среда» и значительные финансовые вложения, в большинстве проектов отсутствуют базовые элементы инклюзивной среды. Не предусмотрены тактильные наземные указатели (ТНУ), не соблюдены нормы по понижению бордюрного камня, а также не обозначены специализированные парковочные места для инвалидов, даже если парковки в целом присутствуют. В ряде случаев наблюдается регресс по сравнению с ранее принятыми стандартами.

Ответственность за такие упущения лежит как на проектных организациях, так и на заказчиках — чиновниках, формирующих технические задания. Отсутствие четких требований на этапе проектирования делает невозможным последующий контроль за их выполнением. Однако корень проблемы кроется не только в человеческом факторе, но и в несогласованности нормативно-правовой базы.

Например, требования к парковочным местам для инвалидов разнятся в ключевых документах: СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 52289-2019. Первый разделяет парковки на два типа без объяснения различий, второй ограничивает доступ только для инвалидов I и II групп. При этом остаются открытыми вопросы о размерах машино-мест (от 2,5×6 м до 3,6×7,5 м), способах нанесения разметки, установке знаков и необходимости понижения бордюров. Отсутствие единых правил создает пространство для произвольной трактовки и игнорирования требований.

Схожая ситуация с пешеходными переходами. Введение в СП 59.13330.2020 термина «изменение фактуры поверхности» противоречит действующему ГОСТ Р 52875-2018, который регламентирует использование ТНУ. Произвольное изменение покрытия может затруднить передвижение людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, женщин на каблуках или родителей с колясками. Кроме того, при несоосном расположении переходов или диагональном пересечении перекрестков, изменение фактуры вместо направляющей функции может привести к дезориентации незрячих людей.

Для решения этих проблем необходима унификация нормативов: устранение избыточного деления парковок и установление единого увеличенного размера машино-мест, а также четкое описание всех сценариев их размещения. Что касается пешеходных зон, следует отказаться от неконтролируемого изменения фактуры в пользу обязательного применения стандартизированных тактильных указателей.

Без согласования нормативных документов и включения в технические задания требований, учитывающих интересы всех категорий граждан, включая людей с инвалидностью, государственные расходы на модернизацию инфраструктуры будут оставаться неэффективными.